Напомним предысторию — более года назад в Центробанке начали предлагать идею создать сервис, который должен оценивать клиентов банков юридических лиц и ИП с токи зрения соблюдения «антиотмывочного законодательства».
Платформа будет автоматически оценивать предпринимателей и их операции, и присваивать им цвета — красный, жёлтый и зелёный. Платформа должна называться «Знай своего клиента», но сервис сразу прозвали «светофором».
Недавно законопроект был внесён в Госдуму, однако отозван сразу после 1-го чтения, а вместо него был внесён новый законопроект. В нём, собственно, немногое поменялось, только исчезло присвоение цветов, хотя категорий рисков так и осталось три — высокая, средняя и низкая.
Если в финансовой организации «обнаруживался» клиент с высоким уровнем подозрительных операций, банк должен применять к нему определённые санкции — блокировать счёт, ограничивать движение денежных средств, запрещать доступ в онлайн-банк и др. В первом законопроекте предлагалось сразу изымать деньги в пользу государства, во втором же смягчили это требование — позволят рассчитаться с кредиторами.
Зато список подозрительных операций во втором законопроекте значительно увеличился. Под него будут попадать ещё больше добросовестных клиентов, чем сейчас.
Законопроект ещё не рассматривался, и участники рынка могут высказать своё мнение. Как мы уже сказали выше, отзыв представил НСФР.
- Там считают, что такой подход нарушает конституционные права клиентов банков, которые лишаются права свободно распоряжаться своим имуществом, ограничить в этом праве может только суд.
- Создаёт конфликт интересов в самом Центробанке, который единственный будет решать, к какой группе риска относится тот или иной клиент, и будет самостоятельно контролировать антиотмывочные усилия не только банков, но и собственную работу.
- Реабилитация компаний проходит в межведомственной комиссии, которую возглавляет представитель ЦБ, следовательно, регулятор рассматривает жалобы на самого себя.
- Кроме того, если ЦБ решает, кто является сомнительным клиентом, то все собственные системы банков становятся вторичными, однако нести ответственность при возникновении споров в судах будут именно банки, а не регулятор, что противоречит международным «антиотмывочным положениям.
- Не говоря уже о том, что настройка сервиса повлечёт дополнительные расходы.
«Основной риск, который видят банки именно в этом документе, — то, что их пытаются сделать частью пенитенциарной системы. Кредитные организации — это не суд, не прокуратура и не МВД, банк не может оценивать клиента с точки зрения того, преступник он или нет. А уж тем более банк не может быть наделён правом без суда карать клиентов, закрывать счета и не возвращать остатки средств, как того требует ст. 859 Гражданского кодекса», — сказал заместитель руководителя НСФР Александр Наумов.
И действительно, у банков нет специальных знаний и полномочий для оценки криминальных наклонностей клиентов банков. А это несёт риск создания ненамеренных препятствий для добросовестных клиентов.
Хотя уже и сейчас банки активно ограничивают движения средств по счетам добросовестных предпринимателей, с этим каждый день сталкивается наши комплаенс-менеджеры, помогая предпринимателям. Скорее всего, ситуация только усугубится. Но вы должны помнить, что у нас можете найти поддержку и помощь в этом вопросе.
Правда, в ЦБ уже отвергли все эти положения, заявив, что не только ЦБ, но и банки смогут оценивать клиентов, основываясь на дополнительной информации с платформы. Кроме того, что законопроект не противоречит основному закону страны и не создаёт конфликта интересов.
Таким же образом высказались и во всех остальных ведомствах, куда был направлен законопроект — в Госдуме, Свете Федерации, Минфине, Минюсте, Росфинмониторинге и др.