«Российская экономика продолжает рост. По предварительной оценке Росстата, в третьем квартале рост ВВП — 5,5 процента в годовом выражении. В сопоставимых ценах оборот розничной торговли за этот же период вырос на одиннадцать процентов, поэтому это рост, основанный на нашем внутреннем спросе.
В основе — потребительская активность, которая поддержана растущими объёмами производства. Наши компании накопили достаточно компетенций, чтобы заместить продукцию западных коллег и наращивать выпуск собственной продукции. И конечно, для закрепления за собой этих освободившихся ниш им необходимо создавать, выводить и защищать собственные бренды, что они и делают», — сказал Максим Решетников.
По его словам, за 2022 год появилось рекордно большое количество новых российских брендов, а доля иностранных сокращается.
На сегодня в Роспатенте зарегистрировано 860 тыс. знаков, из них российским компаниям и гражданам принадлежит 490 тыс. За последние 1,5 года число российских брендов выросло более чем на 30%.
В 2023 году 85% заявок в Роспатент приходило от российских компаний, которые регистрировали торговые марки одежды и обуви, программного обеспечения, фармацевтики, бытовой химии, парфюмерии и косметики, кондитерских и хлебобулочных изделий.
По данным Росаккредитации в 2023 году стало на 2 тыс. больше российских производителей, которые получили сертификаты на товары, что на 18% больше прошлогоднего показателя.
Число производителей выросло в следующих сферах — продукция лёгкой промышленности на 80%, товары для детей и подростков на 150%, детские игрушки на 20%, мебель на 30%.
Правительство оказывает поддержку новых брендов:
- распространили возможность регистрировать товарный знак на всех желающих — за 5 месяцев с начала работы закона от самозанятых поступило 5 тыс. заявок;
- Роспатент сократил сроки регистрации;
- прописали в законодательстве новый вид интеллектуальной собственности «географическое указание» — это позволит производителям в регионе объединиться для продвижения и защиты торговой марки.
Глава Минэкономразвития привёл пример таких объединений — «Тульский пряник», «Оренбургский пуховый платок», «Краснодарский чай». Роспатент уже зарегистрировал 320 региональных брендов, более всего в Краснодарском крае — 27 брендов, Ставропольском крае 14, Тульской и Московской областях по 9.
Кроме того, в 2022 году был утверждён новый федеральный стандарт оценки интеллектуальной собственности и новый федеральный стандарт бухгалтерского учёта. По данным ФНС, в 2022 году объём нематериальных активов на балансе российских компаний составил почти 15 трлн рублей, что на 60% больше предыдущего показателя.
Россия присоединяется к международным соглашениям, что даёт возможность одной заявкой регистрировать российские бренды сразу в нескольких юрисдикциях. Первую заявку на международную регистрацию уже подало объединение «Гжель» из Московской области.
Также было разработаны рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной собственности в регионах. Заключены соглашения с 14 самыми инициативными компания, сотрудников которых Роспатент обучает коммерциализации интеллектуальных прав.
На продвижение брендов работают такие органы власти, как Минпромторг, Роспатент, Корпорация МСП, сеть центров «Мой бизнес».
Если у вас есть какие-то проблемы с торговой маркой, обращайтесь к нашим юристам по защите интеллектуальной собственности.