В общем-то, все эти нововведения связаны не столько с распространением коронавируса, сколько с работой «регуляторной гильотины». Чиновники торопятся — те нормативно-правовые акты, которые они не успеют утвердить к концу года, с 1 января просто автоматически перестанут работать.
Прежние правила оказания услуг общественного питания действуют ни много, ни мало уже более 20 лет — последний раз их обновляли в августе 1997 года. С 1 января, когда вступит в силу новый документ, они утратят силу.
Новые правила более соответствуют новым реалиям. Например, теперь разрешается отправлять клиентам и контрагентам важные документы и кассовые чеки в электронном виде. Также разрешено получать заказы онлайн через интернет.
Есть, пожалуй, одно новаторское нововведение — с момента вступления их в силу официантам нельзя будет включать чаевые в чек без согласия клиентов (п. 19 Правил). В Роспотребнадзоре считают, что платежи, которые не касаются стоимости заказанных блюд и выбранных услуг, не должны добавляться в счёт (доплаты, чаевые, комиссии и др.).
А все мы знаем, что до сих пор есть заведения, которые автоматически включают в счет надбавку за услуги официанта. Теперь такие чаевые вне закона.
Правда, большинство точек общественного питания переходят на более современные методы получения чаевых, мы об этом писали. Появляется всё больше мобильных приложений, которые позволяют оплачивать чаевые, а при желании и полностью заказ, не дожидаясь официанта.
Включение в чек всяческих доплат и комиссий без ведома клиентов заведений вводит их в заблуждение относительно реальной стоимости блюд и услуг, а это недопустимо, считают в Роспотребнадзоре. Однако допускается предлагать посетителям включить чаевые в чек и сделать это после получения их согласия.
Таким же образом представители заведения общественного питания могут предлагать и другие услуги, указав их возмездный или безвозмездный характер. Если клиент добровольно выбирает такие услуги, то их тоже можно включать в чек в качестве выручки в соответствии с законодательством о применении ККТ.
Как пишут на сайте Роспотребнадзора, в любой момент потребитель может отказаться от оплаты этих услуг, а если они оплачены, то потребовать возврата денежных средств.
Во время подготовки этого постановления в СМИ много писали о том, что им собираются отменить Книги отзывов и предложений. Но этого не сделали, и любой посетитель по-прежнему может высказать в ней своё мнение.
Помимо Правил для заведений общепита, с 1 января вступают в силу новые Правила бытового обслуживания, которые устанавливаются постановлением Правительства № 1514 от 21.09.20. Прежние правила были утверждены в 1997 году и они утрачивают силу.
Правда, ничего революционного там нет. В них также, как и раньше, указываются требования к содержанию договора, порядку оказания услуг или выполнению работ, к их оплате со стороны потребителя, установлены особенности оказания отдельных видов работ (услуг).