Общая информация
Ещё летом Минцифры отчиталось о введении новой 4 версии системы межведомственного взаимодействия. Это государственная система, которая позволяет участникам обмениваться данными и электронными документами, необходимыми для оказания госуслуг гражданам и бизнесу.
Как это скажется непосредственно на портале «Госуслуг» — быстрое получение информации, сокращение сроков получения услуг, предзаполненные формы завялений, отсутствие необходимости в бумажных документах и др.
За последние 2 года переведено в цифровой вид 132 массовые социально значимые услуги. К 2024 году число оцифрованных услуг должно приблизиться к 95%.
В общей сложности подано 100 млн. обращений. Более 375 тыс. документов подписано при помощи приложения «Госключ».
На обновлённом портале появился визуальный конструктор, который позволяет регионам и ведомствам самостоятельно выводить и корректировать свои услуги на «Госуслуги».
Первым стал ЯНАО, выведя региональный сервис по выплате пособий к юбилею супружеской жизни. На данный момент в визуальном конструкторе услуг работают 42 федеральных ведомства и 6 регионов.
Юрлицам
Цифровые профили
Обещают, что до конца года организациям станут доступны цифровые профили — расширенная версия Личного кабинета на портале «Госуслуг», где будут размещены сведения из различных баз данных. Это позволит предпринимателям управлять сведениями в режиме онлайн.
Оплата штрафов и госпошлин
В Личном кабинете юрлица уже работает новый сервис для компаний — оплата корпоративной картой. До этого можно было только скачать квитанцию на оплату.
Можно оплатить госпошлину, штрафы, судебные расходы, налоговые долги, вносить предоплату по разных услугам и т.д.
Для оплаты нужно добавить корпоративную карту в Личный кабинет и она будет доступна при выборе способа платежа. Правда, пока к сервису подключился только один банк.
Аттестация для работников
Заработала универсальная форма подачи заявлений для 20 видов обязательных аттестаций работников. Напомним, что аттестация подтверждает соответствие профессиональным требованиям и необходима для многих профессий.
Срок получения аттестации через портал «Госуслуг» сокращён в 2 и более раз, а количество необходимых документов уменьшилось на треть.
Итогом предоставления услуги является выписка из реестра аттестованных специалистов, подписанная электронной подписью.
Разрешительная документация
На портале «Госуслуг» представители компаний могут получить 22 разрешения в упрощённом режиме. При этом сроки оказания услуг сократились более чем в 2 раза.
Оцифровка порядка получения документов проходит в рамках проекта оптимизации и цифровизации лицензионно-разрешительной деятельности. Обещают, что в ближайшее время на портал будет переведено около 300 видов разрешений.
Реестр туробъектов
На «Госуслугах» организации и ИП могут подать заявление о включении в реестр Ростуризма. Это позволит применять нулевую ставку НДС — мы уже писали, такая ставка действует 5 лет с момента ввода объектов в эксплуатацию, в т.ч. после реконструкции.
Решение о включении в реестр пронимается в течение 5 рабочих дней. Если оно положительное, можно обращаться в налоговую за налоговыми льготами.
Проверить аккредитацию IT-компаний
Тоже новый сервис на портале «Госуслуг» — проверить наличие государственной аккредитации можно по названию компании или ИНН, Сервисом могут воспользоваться физические и юридические лица, возможно заказать выписку из реестра аккредитованных компаний. Нахождение в реестры также гарантирует множество мер поддержки.
Спецразрешение для крупногабаритного транспорта
Ещё один сервис на «Госуслугах» — разрешения в электронном виде оформляются быстрее бумажных, до 9 дней, в зависимости от маршрута следования транспорта.
Спецразрешения можно получить для движения по российским дорогам или для международного маршрута для тяжеловесного и крупногабаритного транспорта. Если транспорт тяжеловесный, то нужно ещё оплатить компенсацию вреда, квитанция поступит также на «Госуслуги».
Самозанятым
Появилась возможность подать заявление по постановке на учёт в качестве самозанятых через портал «Госуслуг». До этого зарегистрироваться можно было через приложение «Мой налог», Личный кабинет на сайте ФНС или уполномоченных партнёров.
Гражданам
ВКонтакте
Минцифры тестирует связь социальной сети ВКонтакте с «Госуслугами». Некоторые пользователи уже могут получать уведомления с портала, записываться на приём к врачу и тестировать другой функционал, скоро всё это будет доступно большинству. Для этого нужно дать согласие на портале в врофиле в разделе «Связанные аккаунты».
Кроме того, к декабрю все органы власти должны завести аккаунты в соцсетях Вконтакте и «Одноклассники», где будут общаться с населением. На сегодня они обязаны иметь сайты, но они не всегда современны, функциональны и невозможно отслеживать статистику.
Подтверждать подлинность сообществ они будут также через «Госуслуги». Проходить таким образом верификацию смогут сообщества школ, больниц и т.д. Это поможет отличить официальные страницы от неофициальных.
Через социальную сеть можно будет обращаться к чиновникам, записываться на приём к врачу, смотреть расписание занятий в школе, отправлять детей на кружки и т.д.
Свидетельства и справки из ЗАГСа
Через портал «Госуслуг» можно заказать свидетельство или справку из ЗАГСа — бумажный документ выдаст ближайший орган ЗАГС или МФЦ. Можно заказать свидетельства о рождении, усыновлении, об установлении отцовства, о расторжении брака, о смерти и др.
Бывает необходимо, если не получен бумажный документ, он испортился или потерялся. А справки из ЗАГСа требуются для оформления пенсий, пособий, совершения сделок.
Свидетельство о рождении
Теперь можно онлайн получить свидетельство о рождении ребёнка — для этого нужно ввести данные из медицинского документа, паспортов родителей, свидетельства о браке. В итоге сформируется цифровое свидетельство о рождении ребенка. Кстати, выбрать имя поможет обновлённый портал ЗАГС.
Получив электронное свидетельство, можно оформить СНИЛС, ИНН и зарегистрировать новорождённого по месту жительства. По желанию потом можно получить бумажный документ в ЗАГСе.
ИНН
Уже с 1 декабря через портал «Госуслуг» граждане смогут подать заявление о постановке на налоговый учёт, подписав его усиленной неквалифицированной подписью. Бумажный документ выдают по заявлению в территориальном органе ФНС.
Ошибки в ЕГРН
Через портал можно подать в Росреестр заявление на исправление технической ошибки в Едином государственном реестре недвижимости. Технические ошибки — это опечатки, грамматические или арифметические ошибки.
Ранее такое заявление можно было заполнить только на сайте Росреестра или в МФЦ, для онлайн-услуги требовалась усиленная квалифицированная электронная подпись.
Поделиться документами
Появилась функция «Поделиться документами» — но только в мобильном приложении «Госуслуг». Можно отправить загруженные на портал сведения себе или другому адресату на электронную почту, в мессенджер, по смс. Больше можно не хранить информацию в телефоне или в других приложениях.
Поделиться документами и сведениями можно из раздела «Личные документы».
Зарегистрировать иностранца
Новый сервис позволяет собственнику жилья временно зарегистрировать у себя иностранца — это требование закона: поставить на временный учёт по месту пребывания. Причём требование одинаково и для физлиц, и для юрлиц (гостиниц, хостелов и др.).
Уведомить органы МВД нужно в течение 7 дней с даты приезда иначе может быть штраф до 5 тыс. рублей. Раньше для уведомления нужно было идти на почту, в МФЦ или отделение МВД.
Пожаловаться судебным приставам
Если на вас записали долг вашего тёзки, то об этом теперь можно сообщить онлайн через портал «Госуслуг», — заработал новый сервис для подачи заявлений и ходатайств в ФССП.
Нужно знать номер исполнительного производства и загрузить подтверждающие документы, например, скан паспорта, который позволит отличить вас от должника. Обращение рассмотрят в течение 17 дней.
Кибербезопасность
Наконец, расскажем о новом образовательном разделе на портале «Кибербезопасность» – это просто!» Раздел посвящён безопасному поведению в интернете.
Можно узнать, как обезопаситься (надёжный пароль, двухфакторная аутентификация, выявление мошеннических писем), пройти тесты, скачать памятки с фразами телефонных мошенников и информацией, которую никому нельзя сообщать. Также запущено 3 спецпроекта для повышения кибеграмотности — «КиберЗОЖ», «Сложные несложные пароли», «Кибербуллинг».
Реализуется в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика».
Биометрия
Планируется, что к февралю 2023 года на портал «Госуслуг» можно будет заходить по биометрии. Для этого нужно будет зарегистрироваться в Единой биометрической системе, сбор биометрических данных идёт только по желанию граждан.
Сдать биометрию можно пока только в отделениях банков, но уже скоро подключат МФЦ и мобильное приложение.