Вообще, обязанность анализировать устройства клиентов у банков было и ранее, но не предпринимались попытки объединить сведения в одну базу. Единый реестр помог бы финансовым организациям сопоставлять информацию, которая известна разным банкам, тогда как сейчас им доступна только из собственных источников.
Единая база должна была бы добавить ещё несколько пунктов в список операций, которые должны вызывать подозрение у банков. Например, совершаются разными клиентами с одного устройства или с одного устройства в разных банках.
На площадке ассоциации «Финтех» был даже создан прототип сервиса «Анализ технических устройств». Банки начали с ним работать ещё прошлым летом, однако не предпринимали попыток к его развитию. Через полгода проект был перезапущен, но с тем же результатом. И вот теперь принято решение окончательно его закрыть.
При этом, Центробанк не отказался от идеи создать подобную базу, но теперь сервис будет реализовываться в рамках собственной разработки регулятора — централизованной межбанковской информационной платформы «Знай своего клиента» или KYC, Know your customer. Её ЦБ презентовал ещё летом, мы об этом писали.
К платформе помимо информации из банков будут подтягиваться доступные ЦБ данные — из платёжных систем, органов власти, правоохранительных органов, Росфинмониторинга и др. На данный момент у банков нет возможности получить такую же информацию о клиентах, которой располагает Центробанк.
Регулятором выпущены различные положения и методички, которыми должны руководствоваться банки при работе с фирмами и гражданами. На их основе по не совсем единообразным принципам самими же банками формируются правила работы. Новый сервис имеет цель в т.ч. унифицировать подход банков к оценке рисков.
На платформе оценка компаний (и физлиц тоже) будет проводиться автоматически по более чем сотне критериев, в результате все клиенты банков будут разделены на три группы с точки зрения риска: красную, жёлтую и зелёную.
Любой банк — участник системы сможет сам решить, открывать ли счета таким клиентам, отслеживать все или часть операций, проводить ли подозрительную операцию и т.д.
В ЦБ уверены, что юрлицам и ИП также будет прямая выгода от работы платформы — не будет столь большого количества дублирующих запросов одной и той же информации от разных банков, и как результат сократятся блокировки счетов.
Банки сконцентрируются на работе исключительно с сомнительными клиентами.Есть и другие инициативы, появившиеся в последнее время, которые заменяют необходимость создания вышеупомянутой единой базы:
- с октября текущего года каждый банк обязан передать в ИФНС всю информацию об устройстве банковского клиента, с которого была совершена операция по счету (IP-адрес, MAC-адрес, номер SIM-карты, номер телефона и др.).
- готовятся обновления в положение 375-П (о требованиях к банкам в борьбе с обналичиванием) — банки получат возможность узнавать, какие счета в разных банках открыла с одного устройства компания.
По данным ЦБ, пишет РБК, в первой половине 2020 года объём операций с признаками обналичивания средств достиг 38 млрд. рублей.
Почти 25% пришлась на операции юрлиц.