Согласно приказу Генпрокуратуры РФ от 24.10.23 № 736 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере», прокуроры наделяются дополнительными обязанностями.
Приоритетные направления, в которых нужно принять дополнительные меры по укреплению законности и повышению качества и результативности прокурорского надзора:
- законность правовых актов по налогам и сборам;
- исполнение законов налоговыми органами, органами власти, местного самоуправления, военного управления;
- соблюдение прав и интересов юрлиц и ИП, в т.ч. в части предоставления им мер поддержки.
Что интересно, предыдущие приказы в этой сфере были выпущены ещё в 2009-10 году, ещё до вступления в силу нового закона о госконтроле в 2021-ом, изменения в приказы практически не вносились. Теперь эти приказы признаны утратившими силу.
Тогда, во второй половине 2021 года, начался совместный проект аппарата бизнес-омбудсмена и Генпрокуратуры с целью исключить злоупотребления со стороны контрольно-надзорных органов.
Борис Титов тогда обратил внимание на то, что количество проверок неуклонно сокращается, однако по факту другие виды контроля, введённые новым законом, разрастаются до полноценных проверок. В аппарат бизнес-омбудсмена постоянно стекаются жалобы от предпринимателей, которые передают прокурорам для реагирования. Интересно, сможет ли свежий приказ Генпрокуратуры вывести данное сотрудничество на новый виток.
От себя напомним, что сейчас идёт составление плана проверок на следующий год. Контрольно-надзорные органы должны были до октября составить планы и передать их на согласование в органы прокуратуры. Итоговый план проверок на 2024 год будет опубликован на сайте Генпрокуратуры не позднее 31 декабря. Рассказываем тут, что в связи с этим может сделать предприниматель, и как узнать, законно ли проводится проверка.
Вернёмся к приказу — мы не будем приводить здесь все положения, только некоторые любопытные для предпринимателей разделы.
В отношении уголовных дел прокуроры должны:
- обеспечивать законность при расследовании уголовных дел в налоговой сфере;
- мониторить состояние законности в этой области;
- осуществлять взаимодействие с госорганами, правоохранительными и контролирующими органами;
- оценивать законность правовых актов и выявлять случаи несвоевременного приведения в соответствие региональных и муниципальных нормативных правовых актов с федеральным законодательством.
Необходимо осуществлять надзор за исполнением законов налоговыми органами:
- при реализации ими полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства;
- госрегистрации юрлиц и ИП;
- ликвидации номинальных организаций;
- взыскании налогов и сборов;
- возмещении ущерба, в т.ч. в порядке субсидиарной ответственности;
- применении мер ответственности за нарушения;
- при исполнении обязанности по направлению материалов в следственные органы.
Следует:
- требовать от налоговых органов соблюдения прав и интересов налогоплательщиков;
- контролировать нарушения при рассмотрении обращений;
- пресекать дублирование контрольных мероприятий и оказание административного давления на компании;
- пресекать необоснованное вмешательство в деятельность и применение мер принуждения.
При этом нужно организовать сбор и анализ информации о нарушениях прав налогоплательщиков и по каждому принимать меры прокурорского реагирования, добиваться устранения нарушений закона и привлечения виновных к ответственности.
Отдельные положения приказа затрагивают арест имущества налогоплательщиков-организаций. Прокуроры должны обеспечить соблюдение закона при санкционировании ареста имущества компаний — проверять законность и обоснованность решений налоговых органов об аресте, оценивать наступление возможных негативных последствий, при наличии оснований принимать меры прокурорского реагирования.
Также необходимо организовать учёт решений и проведение сверок с налоговыми органами, проводить проверки территориальных подразделений ФССП РФ в части исполнения таких постановлений налоговых органов и судебных решений по налоговыми правонарушениями.
Помимо этого прокуроры обязаны вступать в дела по спорам из-за уклонения от уплаты налогов. С одной стороны, добиваться возмещения причинённого государству ущерба, а с другой тщательно изучать результаты налоговых проверок и другие данные, указывающие на признаки преступления или их отсутствие.
Не допускать привлечения фирм-однодневок к выводу и хищению денежных средств — направлять в соответствующие органы материалы для решения вопроса об уголовном преследовании и контролировать законность принятых решений.
Проводить в органах внутренних дел и Следственного комитета РФ сверку количества поступивших из налоговых органов материалов и направленных, а также устанавливать количество возбуждённых уголовных дел. Оценивать необходимость проведения дополнительных мероприятий для раскрытия преступлений.
По итогам работы 2 раза в год предоставлять докладные записки о результатах надзорной деятельности и состоянии законности в налоговой сфере в Генпрокуратуру РФ.