В связи с этим глава Госдумы Вячеслав Володин встретился с президентом Владимиром Путиным, и заявил, что, несмотря на дефицит денежных средств и спад в экономике, все социальные статьи в бюджете представлены.
По его словам, в бюджете отработаны все вопросы, связанные с поддержкой граждан, власти выполнят все социальные обязательства, и люди не будут брошены. Все послания, которые президент озвучил в ежегодном послании Федеральному собранию, нашли отражение в федеральном бюджете.
Одновременно с бюджетом идёт обсуждение государственных программ, которые должны быть внесены в Госдуму вместе с проектом бюджета.
Относительно них интересное мнение высказал председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он рекомендовал Минэкономразвитию придумать новый механизм планирования достижения необходимых показателей, т.к. этот себя полностью скомпрометировал.
Напомним, что всего госпрограмм 46, из них ещё 3 находятся в процессе разработки. Их перечень утвердил президент ещё в 2010 году, обозначив показатели, которых необходимо достичь, и размер выделяемых на это денежных средств.
«Может быть всё-таки проще отказаться от механизма, который за 10 лет показал свою полную неэффективность, и работать на основании национальных целей президента», — поинтересовался Андрей Макаров у руководителя Минэкономразвития Максима Решетникова.
В некоторой степени Максим Решетников согласился, сообщив, что система мероприятий не всегда обеспечивает достижение показателей, поэтому некоторые вопросы придётся пересмотреть. Однако, по его мнению, в действующей системе программ есть большой потенциал для развития.
«Я понимаю, что вам сейчас придётся дорабатывать, но может быть не пытаться этот инструмент, который доказал свою профессиональную непригодность, пытаться донастраивать, а всё-таки предложить что-то другое? Я как раз вас и спрашиваю, зачем вам нужны госпрограммы, вот этот инструмент, который себя уже полностью скомпрометировал. Зачем вы снова пытаетесь реанимировать покойничка? Его можно подкрасить, можно тон наложить, можно там румянец, будет выглядеть обалденно совершенно, но не оживёт», — проявил настойчивость Андрей Макаров.
В ответ Максим Решетников сообщил, что тогда придётся придумывать другое решение, т.к. всё равно нужен инструмент, который увяжет бюджет и расходы с показателями и целями.
Вообще говоря, на проблемы с реализацией госпрограмм (да и нацпроектов тоже) неоднократно указывала Счётная палата. Представители её побывали и на обсуждении их в Госдуме.
При этом в Счётной палате считают, что сокращение финансирования госпрограмм негативно повлияет на многие показатели. Кроме того, экономия сейчас обернётся дополнительными затратами в будущем.
В частности, был рассмотрен большой блок госпрограмм для социальной сферы. Среди общих недостатков аудиторы выделили несоответствие их документам стратегического планирования, отсутствие необходимых показателей и риски недостижения.
Кстати, ранее председатель Счётной палаты выступал на заседании Госдумы по вопросу исполнения федерального бюджета в 2019 году, и там он также сообщал о проблемах с их реализации и оценкой эффективности.
По его мнению, госпрограммы — один из ключевых параметров бюджета и оценка эффективности их выполнения должна быть максимально объективной. Однако по итогам 2019 года получить объективную картину не удалось, т.к. применяемая методика оценки качества выполнения госпрограмм не позволяет получить объективные результаты.
Проблема была в том, что если разного рода показатели своевременно не поступали в Минэкономразвития, то они не учитывались в оценке эффективности. А это значительно завысило окончательные показатели. В Счётной палате пересчитали с учётом всех данных и результаты оказались гораздо хуже.
В Минэкономразвития всё свалили на ограничения в работе, и тогда в Счётной палате предложили провести дополнительную оценку исполнения госпрограмм, чтобы производить дальнейшую настройку их работы.