Всего электронных сервисов, позволяющих решать вопросы работников и работодателей в режиме онлайн на данный момент у Роструда около 20.
Видимо, от тотальной цифровизации нам всё равно никуда не деться, однако до ФНС всем остальным ведомствам ещё далеко.
Для работодателей сервисы именуются как «Категория риска» и «Электронная проверка».
Первый предназначен для направления заявления о снижении категории риска, который присвоен работодателю.
Напомним, что Роструд относит деятельность работодателя к разным категориям риска на основе следующих показателей:
- вид экономической деятельности;
- численность работников;
- случаи производственного травматизма;
- наличие задолженности по заработной плате и др.
Если вышеуказанные параметры изменяются, можно предложить Роструду рассмотреть вопрос об изменении категории риска. Например, если работодатель перестал осуществлять потенциально травмоопасную деятельность, если перестали происходить несчастные случаи на производстве, погашена задолженность по заработной плате, искоренил другие нарушения, следует написать онлайн-заявление.
Для того, чтобы в Роструде рассмотрели заявление, следует заполнить электронную форму, где указать текущую и желаемую категорию риска. А также приложить документы, подтверждающие необходимость смены категории риска.
Заявление с портала будет направлено в территориальный орган ведомства. Результаты рассмотрения должны появиться в Личном кабинете на этом же портале онлайнинспекция.рф.
Сервис «Электронная проверка» предназначен для того, чтобы работодатели могли направить документы, которые запрашиваются инспекторами во время проверки. Соответственно, документы тоже должны быть в электронном виде.
Это особенно актуально в условиях распространения коронавируса, отметил на заседании руководитель Роструда Михаил Иванков. К тому же это ускоряет процесс взаимодействия инспекторов и работодателей в рамках контрольно-надзорных мероприятий.
А мы напоминаем, что именно от категории риска зависит, попадает ли предприятие в план проверок.
«Риск-ориентированный поход при планировании проверок Роструд применяет с 2017 года. При этом формула расчёта риска заложена в информационную система Роструда (АСУ КНД), которая в автоматическом режиме рассчитывает категорию риска, что исключает ошибки и субъективный подход», — сообщил глава Роструда.
План проверок составляется раз в год, если, конечно, речь идёт о плановых. Вот как раз сейчас все ведомства составляют свои планы и отдают их на утверждение в Генпрокуратуру, которая затем вывесит на своём сайте итоговые планы по всем контрольно-надзорным органам.
А что там насчёт работников? Для них теперь работают:
- «Банк предприятий и организаций» — это единая база всех имеющихся в Роструде данных о каждом работодателе, которая позволяет узнать о соблюдении в компании трудового законодательства, о задержках зарплаты, случаях травматизма и т.д. Особенно удобно для работников при устройстве на работу, но будет полезно и деловым партнёрам.
- Также в пилотном режиме работает чат-бот «Онлайн-инспектор», который может ответить на популярные вопросы. Если вопрос сложный, то чат-бот переключит на сервис «дежурный инспектор», где можно будет пообщаться с реальным человеком.
Сайт онлайнинспекция.рф был запущен в 2016 году и стал составляющей проекта «Открытая инспекция труда». Он предназначен и для работников, и для работодателей, и позволяет решить многие вопросы в режиме онлайн.
Не забывайте, что есть ещё сайт Минтруда — «Работа в России» (trudvsem.ru). Его планируется сделать крупнейшей в стране базой вакансий, а также основным для работников и работодателей в плане взаимодействия с органами власти и решения всех возникающих проблем. Например, во время строгих весенних ограничений в работе предлагалось именно через этот портал отчитываться о сотрудниках, переведённых на удалённую работу.
С 1 октября на нём же начался эксперимент по электронному документообороту для работодателей. Пока что всё это по желанию, но кто знает, что нас ждёт в будущем.