Участие в госзакупках и закупках у крупнейших заказчиков — это возможность для малого и среднего бизнеса получить стабильный доход и создать себе репутацию. Однако до недавнего времени далеко не все были готовы в них участвовать из-за сложной, длительной и запутанной процедуры. Но в последние пару лет власти значительно упростили процедуру закупки и теперь для МСП открываются большие перспективы в этом направлении.
Хотим напомнить, что закупки проводятся по двум федеральным законам:
- № 223-ФЗ от 18.07.11 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- № 44-ФЗ от 05.04.13 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Если проще, то № 223-ФЗ регулирует закупочную деятельность госкомпаний и организаций, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (например, РЖД). А № 44-ФЗ регламентирует закупки государственными, муниципальными организациями и бюджетными учреждениями.
Про то, каким образом усовершенствуются госзакупки по № 223-ФЗ, мы писали на прошлой неделе. Принято решение обеспечить субъектам МСП долгосрочные контракты, чтобы у предпринимателей появилась уверенность в завтрашнем дне.
Закупки по № 44-ФЗ власти тоже постоянно регулируют, вот последние уже работающие послабления:
- способы закупок — сокращаются с 11 до 3: конкурс, аукцион и запрос котировок в электронной форме, и они проходят намного быстрее, чем раньше;
- совокупный объём закупок — в прошлом году госкомпании должны были закупать у МСП не менее 20%, а в этом году уже 25% всех закупок;
- доля стоимости договоров только по МСП среди общего объёма — в прошлом году это было 18%, в текущем не менее 20%;
- сроки оплаты контрактов — в текущем году оплата поставщику или исполнителю должна поступить не позже 10 рабочих дней, в 2023 году — в течение 7 дней. В прошлом году это было 15 дней.
Кстати, для тех, кто не МСП, сроки также сократились — с 30 до 15 дней в текущем и 10 дней в следующем году. Срок оплаты отсчитывается с даты подписания заказчиком документа о приёмке. Если заказчик вовремя не платит, то ему грозит штраф.
Такие же цифры устанавливаются и для закупок по № 223-ФЗ. А новые обязанности распространили на всех заказчиков по ФЗ-223 — с 1,8 тыс. до более 20 тыс. заказчиков.
В итоге, согласно нацпроекту, к 2024 году у МСП должно закупаться продукции и услуг на 5 трлн. рублей ежегодно. Для сравнения, в 2021 году объём закупок уже составил 4,18 трлн. рублей — заключено 473 тыс. контрактов с 123 тыс. поставщиками. Это, в свою очередь на 13,8% превышает показатели 2020 года.
С весны этого года субъекты МСП вместо обеспечения заявки на участие могут предоставлять независимые гарантии, выданные не только банками, но и фондами содействия кредитованию, другими гарантийными организациями. Гарантия должна быть включена в реестр независимых гарантий.
Что ещё нового было введено весной по № 44-ФЗ:
- до конца года заказчики вправе не устанавливать обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств (за исключением аванса, который не подлежит казначейскому сопровождению);
- в текущем году для контрактов по строительству допускается изменение некоторых условий: можно менять срок исполнения контракта, объём и виды работ, порядок приёмки этапов работ, устанавливать аванс или менять его размер, и др.
- сокращён срок оплаты по контракту для федеральных органов исполнительной власти, автономных и бюджетных учреждений при выполнении определённых условий.
Это предпринято, чтобы нивелировать риски при возникновении обстоятельств, независящих от сторон и влекущих невозможность исполнения контрактов.
А уже послезавтра, 1 июля заработает ещё больше изменений:
- запрет участвовать в закупках бизнесу из реестра недобросовестных поставщиков из-за отказа от контракта со стороны заказчика под санкциями;
- дополнительные требования к участникам госзакупок устанавливаются только в случае закупок в сфере культуры, градостроительной, дорожной деятельности, обороны и безопасности государства, использования атомной энергии, здравоохранения, образования, науки.
Всё это призвано снизить риски неисполнения контрактов, т.к. претендовать на участие в закупках смогут только те компании, которые гарантированно готовы выполнить условия.