+7 (812) 209-16-60

Кто должен проверять клиентов по «антиотмывочному» закону

Росфинмониторинг решил пояснить, кого затрагивает обязанность идентифицировать клиентов по «антиотмывочному» № 115-ФЗ.

23.11.2022

Собственно, вопрос был занят относительно самозанятых. Дело в том, что, с одной стороны, согласно законодательству, самозанятые ведут профессиональную, а не предпринимательскую деятельность. А с другой, во многих законах указываются только лица, ведущие предпринимательскую деятельность, и получается, что на самозанятых эти законы формально не распространяются. 

Например, так было с законом о защите прав потребителей — формально самозанятые под положения этого закона не подпадают, права и обязанности распространяются только на предпринимателей. То же самое с № 115-ФЗ от 07.08.01, поэтому Росфинмониторингу пришлось выпустить отдельное письмо с разъяснениями № 07-03-05/2330 от 26.10.22.

В письме указывается, что все лица, которые обязаны содействовать соблюдению антиотмывочного законодательства, указаны в ст. 7.1 № 115-ФЗ. В т.ч. это лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Предпринимательская деятельность — это деятельность, направленная на получение прибыли. Профессиональная, собственно, тоже, поэтому второе понятие, согласно логике Росфинмониторинга, является составляющей частью первого. 

Таким образом, самозанятые тоже должны идентифицировать клиентов и сообщать в Росфинмониторинг, если они проводят подозрительные сделки. 

Наличие или отсутствие статуса самозанятого или ИП, применяемый режим налогообложения и другие особенности деятельности  не влияют на обязанность проверять клиентов.

Кого это касается — бухгалтеров, аудиторов, адвокатов, юристов, нотариусов, риелторов, которые готовят сделки с недвижимостью, управляют деньгами, ценными бумагами или имуществом, привлекают средства для создания, управления, купли-продаже организаций и др. (п. 1 ст. 7.1 № 115-ФЗ).

Что нужно сделать — разработать и утвердить Правила внутреннего контроля и встать на учёт в Росфинмониторинге (п. 2 ст. 7 № 115-ФЗ). Через Личный кабинет на сайте нужно будет предоставлять самые разнообразные сведения о клиентах. 

На клиентов нужно заводить анкеты, которые затем компоновать в досье. 

  • У граждан выяснять ФИО, гражданство, дату рождения, адрес проживания и временного пребывания и др.
  • У организаций наименование, организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН, адрес юридического лица, реквизиты, и др.

Для подробностей можно изучить информационное сообщение Росфинмониторинга «Памятка для субъектов ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ» и приказ Росфинмониторинга № 366 от 22.11.2018.

Анкеты нужно обновлять не реже 1 раза в год, а досье хранить не менее 5 лет со дня прекращения договора с клиентом.

Клиентам нужно присваивать уровень риска совершения подозрительных операций и предпринимать комплекс мер по управлению рисками. 

Для определения степени риска юристам и бухгалтерам нужно выявлять: 

  • цели деятельности клиентов, 
  • их финансовое положение, 
  • деловую репутацию, 
  • источники происхождения денежных средств и имущества и др. 

Всю эту информацию нужно передавать в Росфинмониторинг. А также сообщать о принятых мерах по блокировке денежных средств или имущества организации или физического лица при подозрительных операциях. Например, о решениях об отказе в выполнении распоряжения конкретного клиента. 

В этогом году было чётко прописано, какие разделы должны быть в Правилах внутреннего контроля (их 9). А также установлен чёткий план, по которому следует передавать сведения в в Росфинмониторинг. 

Если выяснится, что клиент находится в «чёрном списке» Банка России или Росфинмониторинга, то такому клиенту нужно отказать в обслуживании.

Читайте также

23 августа 2024
В ФНС напомнили, как зарегистрировать организацию с типовым уставом

В ФНС считают, что выбор типового устава позволяет избежать проблем, связанных с разработкой индивидуализированного устава. А мы от себя хотим добавить, что у типовых уставов есть не только плюсы.

22 августа 2024
Досудебное обжалование на «Госуслугах» расширяется

С 1 сентября расширяется перечень процедур, для которых становится обязательным досудебное обжалование перед подачей в суд.

21 августа 2024
Новые требования к аптечке на рабочих местах

1 сентября вступят в силу сразу два приказа Минздрава с требованиями к комплектации аптечки и порядком оказания первой медицинской помощи.

Оставьте заявку
на бесплатную консультацию

Я ознакомлен и согласен на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.

Наши филиалы

Офис «На Васильевском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, 26-я линия В.О., д. 15к2, оф. 307 (БЦ «Биржа»)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Восстания»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 2-Б, оф. 311
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Московском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 109, оф. 412
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «Северный»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, ул. Бутлерова, д. 42, оф. 411 (4 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Ленинском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д. 14, оф. 305 (3 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис управления
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Лиговский пр-кт., д. 73, офис 512
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт

Спасибо, ваше сообщение отправлено

Сообщение не отправлено! Проверьте правильность введеных данных!

Спасибо за подписку

Подписка не оформлена! Проверьте правильность введеных данных!

Подписка на данный Email уже совершена! Спасибо за подписку!

Доехать

Позвонить