+7 (812) 209-16-60

Не нарушили — не проверяют: готова концепция совершенствования КНД до 2026 года

Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года и план-график её реализации разработан Минэкономразвития по поручению президента.

03.11.2023

Общие положения

Концепция разделена на 7 отдельных частей — глобальных целей, хотим рассказать вам вкратце, что планируется, и привести интересные цитаты.

Итак, в середине 2021 года вступил в силу новый закон о госконтроле № 248-ФЗ от 31.07.20. Как отмечается в концепции, этому предшествовало 1,5 года формирования законодательной базы, когда было принято 12 общих и более 70 отраслевых постановлений Правительства, 2,5 тыс. актов на региональном уровне и более 20 тыс. на муниципальном.

Что было сделано:

  • сформировано и дорабатываются нескольких информационных систем — в частности, Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, реестр обязательных требований, реестр уведомлений, ГИС ТОР КНД, система Генпрокуратуры, система по ведению дел об административных правонарушениях, ведомственные информационные системы, ГАС «Управление» и др.;
  • введены новые инструменты контроля — например, профилактические визиты;
  • закреплено право ‎на досудебное обжалование решений госорганов — через портал «Госуслуг» за 2022 год поступило 9 тыс. обращений, треть удовлетворено;
  • плановые проверки – стали проводить только в отношении определённых категорий риска;
  • внеплановые — только на основании сведений о срабатывании индикаторов риска,

Но ещё не всё работает в единой системе, процессы будут совершенствоваться.

«Соблюдать обязательные требования должно быть выгодно ‎для контролируемых лиц. Одновременно, такое состояние контролируемой среды должно достигаться при минимальном количестве проведенных контрольных мероприятий в формате «обязательные требования соблюдаются, контрольные мероприятия не проводятся», — указывается в Концепции. 

Развитие систем управления рисками

Следующий раздел посвящён снижению вероятности нарушений обязательных требований со стороны бизнеса. Для этого в первую очередь предлагается доработка правил разделения компаний в зависимости от категории риска.

Будет разработан сервис «Калькулятор рисков» (о нём ниже), цифровые системы управления инцидентами, и новые реестры — Реестр уведомлений о начале осуществления деятельности, Единый реестр объектов контроля и др.

«Контрольные органы, будучи частью единой системы органов исполнительной власти, должны оставаться проводниками экономической политики государства, а потому они также ответственны ‎за экономическое развитие и рост», — говорится в концепции.

Развитие индикаторов риска в качестве основного инструмента контроля

Как вы, возможно, помните, новый закон о госконтроле принес нам новый подход к контрольно-надзорным мероприятиям — риск-ориентированный. Это означает, что проверять нужно только те компании, которые могут представлять угрозу жизни граждан или вред окружающей среде.

Контролирующие органы разрабатывают индикаторы риска, которые указывают на возможные нарушения. Вот, например, недавно ФНС ввела новые индикаторы риска в отношении онлайн-касс.

В Концепции утверждается, что в 2022 году федеральные органы использовали 187 индикаторов риска. Что интересно, из них «сработали» только единицы. Поэтому предлагается разрабатывать новые индикаторы риска, которые точнее укажут на нарушения, и более тонко «настраивать» существующие.

Также следует разделить их по степени возможных негативных последствий и проработать ‎с Генпрокуратурой вопрос необходимости согласования мероприятий по некоторым категориям индикаторов риска. Т.е. чтобы проводить контрольные мероприятия без согласования, если существует реальная угроза.

Также предлагается пересмотреть основания для проведения контрольных мероприятий — полностью перейти на тот подход, чтобы внеплановые мероприятия проводись только после срабатывания индикаторов риска.

Наконец, необходимо настроить процессы автоматического получения информации из различных баз и реестров, и взаимодействие между ними.


Развитие сервисов профилактики нарушений обязательных требований

«Основной задачей является стимулирование добросовестного поведения контролируемых лиц, которое строится на взаимном уважении и взаимной выгоде бизнеса, граждан и государства. Важную роль в решении этой задачи играет трансформация органов контроля от упреждающе-карательной к сервисной, клиентоориентированной модели поведения», — указывается в Концепции.

В развитии сервисов профилактики помогут разъяснительные кампании, консультирование, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований и т.д. Необходимо также повышать качество профилактических визитов, т.к. они в итоге станут основной формой взаимодействия госорганов и бизнеса. Делать это можно, используя обратную связь от контролируемых лиц ‎с использованием цифровых сервисов портала «Госуслуг».

Планируется автоматизация подсчёта категорий риска. Механизм контроля будет состоять из 2 этапов:

  • Самостоятельный контроль бизнеса, особенно в отношении субъектов МСП, — будет разработан сервис самообследования, по итогам которого можно будет либо получить декларацию о соответствии обязательным требованиями, либо получить возможность снизить категорию риска. Проходить оно будет на портале «Госуслуг» и через мобильное приложение «Инспектор», там же можно будет увидеть результаты. При этом результаты будут учитываться не только в сфере контроля, но и, например, при оказании мер поддержки.
  • Вторым этапом пойдёт включение в рейтинг — но это не для всех, а лишь для отдельных категорий бизнеса. После самообследования инспекторы оценят декларацию и проведут профилактический визит. По итогам внесут информацию в рейтинг с присвоением оценки уровня безопасности и иных характеристик. Рейтинг будет в открытом доступе, а специальный «значок» с оценкой компания будет обязана разместить у себя в офисе и на сайте. 

Цифровизация контрольной деятельности

Это самый большой раздел Концепции, в котором рассматривается необходимость полной оцифровки процесса от проведения контрольного мероприятия до привлечения к ответственности.

Тут поможет развитие сквозных информационных систем и реестров, единых подходов, а также оцифровка справочников и классификаторов, положений о видах контроля и т.д. Говорится о необходимости полностью исключить внесение каких-либо данных в ручном режиме, необходимо максимально использовать шаблоны и предзаполнение полей.

Так получится систематизировать данные и определить наиболее нарушаемые требования для их анализа и оценки.

Кроме того, новый закон о госконтроле позволяет проводить мероприятия дистанционно (по аудио и видеосвязи), и необходима развивать это направление. Для этого было создано мобильное приложение «Инспектор», в этом направлении развивается портал «Госуслуг». Но предстоит ещё большая работа.

В концепции указывают на сложности цифровизации:

  • нет понимания завершения процесса контроля — это лишает информации об ответственности за нарушения и допускает возможность ошибки при назначении санкций;
  • нет единого процесса осуществления контроля во всех госорганах — не должно допускаться проведение мероприятий без использования информационных систем;
  • слишком много информационных систем, баз и реестров — это не обеспечивает быстрый обмен данными и допускает нарушение сроков;
  • отсутствует единый личный кабинет инспектора — а лучше бы всем работать в единой инфраструктуре;
  • не структурирован накопленный массив данных о контрольной деятельности;
  • смежные процессы, как административное делопроизводство, не включены в единый процесс;
  • отсутствует цифровая фиксация инцидентов, влекущих за собой риск причинения вреда.

В связи с этим предлагается перевести цифровой контур информационных систем на единую цифровую платформу.

Повышение компетенций статуса инспекторского состава

«Для качественного решения проблематики трансформационного периода ‎в сфере контрольной деятельности необходимы специалисты высокой квалификации, мотивированные на достижение результата, амбициозные ‎и ответственные», — говорится в Концепции.

Однако профессиональная подготовка таких сотрудников сложна — в первую очередь, из-за отсутствия инструментов оценки уровня квалификации: нет возможности определять уровень, необходимый для исполнения должностных обязанностей. 

Необходимо разрабатывать специальные образовательные программы, производить повышение квалификации, внедрять новые подходы к профессиональному развитию, расширять практики дистанционных технологий и др. Технологической платформой для всего этого должна стать ГИС ТОР КНД.

Совершенствование законодательства об административной ответственности в части контрольной (надзорной) деятельности

«Подход к осуществлению контрольной деятельности, предусмотренный Законом о контроле, основан на обеспечении исполнения обязательных требований при снижении административной нагрузки на контролируемых лиц. В рамках указанного подхода основной задачей государственного контроля является не привлечение контролируемого лица к ответственности, ‎а предотвращение и устранение нарушений обязательных требований», — указывается в Концепции.

Необходимо внести в КоАП поправки, которые бы исключали привлечение к административной ответственности ‎в случае надлежащего исполнения предписаний об устранении нарушений. Сейчас устранение нарушений только смягчает административную ответственность.

Нужно также исключить административную ответственность для руководства и работников бюджетный учреждений. Устранение нарушений в этой области обычно связано с выделением дополнительного финансирования и находится вне их компетенции. Должен быть выработан другой механизм — нужно выдавать им дорожную карту по устранению нарушений.

В будущем такой механизм можно будет распространить и на коммерческие предприятия.

Читайте также

23 августа 2024
В ФНС напомнили, как зарегистрировать организацию с типовым уставом

В ФНС считают, что выбор типового устава позволяет избежать проблем, связанных с разработкой индивидуализированного устава. А мы от себя хотим добавить, что у типовых уставов есть не только плюсы.

22 августа 2024
Досудебное обжалование на «Госуслугах» расширяется

С 1 сентября расширяется перечень процедур, для которых становится обязательным досудебное обжалование перед подачей в суд.

21 августа 2024
Новые требования к аптечке на рабочих местах

1 сентября вступят в силу сразу два приказа Минздрава с требованиями к комплектации аптечки и порядком оказания первой медицинской помощи.

Оставьте заявку
на бесплатную консультацию

Я ознакомлен и согласен на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.

Наши филиалы

Офис «На Васильевском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, 26-я линия В.О., д. 15к2, оф. 307 (БЦ «Биржа»)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Восстания»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 2-Б, оф. 311
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Московском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 109, оф. 412
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «Северный»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, ул. Бутлерова, д. 42, оф. 411 (4 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис «На Ленинском»
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д. 14, оф. 305 (3 этаж)
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт
Офис управления
Адрес:  г. Санкт-Петербург, Лиговский пр-кт., д. 73, офис 512
Время работы:  9:00-18:00 Пн-Пт

Спасибо, ваше сообщение отправлено

Сообщение не отправлено! Проверьте правильность введеных данных!

Спасибо за подписку

Подписка не оформлена! Проверьте правильность введеных данных!

Подписка на данный Email уже совершена! Спасибо за подписку!

Доехать

Позвонить