Система мониторинга налоговых расходов будет, естественно, электронной — в рамках все общей цифровизации отношений государства с гражданами и бизнесом, а также внутри отдельных структур власти.
Сообщается, что проанализируется информация из налоговых деклараций на предмет применения налогоплательщиками-организациями тех или иных льгот. Для этого по каждому отдельно взятому предприятию будет произведена детализация каждого налогового расхода за 6-летний период.
Уже в текущем году электронный программный комплекс начнёт автоматически формировать данные по фискальным характеристикам налоговых расходов всех уровней бюджетов. Постепенно будет повышаться качество сведений и сокращаться сроки их формирования.
Цель мониторинга — регулярный анализ объёмов и эффективности налоговых расходов. Минфин и остальные ответственные за налоговые расходы смогут делать выборки в разрезе регионов, отраслей и даже организаций.
Это, в свою очередь, позволит произвести оптимизацию налоговых льгот и преференций, сделать помощь более точечной, одновременно соблюдая целевые показатели госпрограмм.
Короче говоря, необходимо установить уровень достижения государственных задач по поддержке субъектов экономической деятельности.
Неэффективные налоговые льготы и преференции будут отменены, бюджетные средства сэкономлены и направлены на другие нужды — как утверждают, на поддержку отраслей экономики и граждан.
Единственный, кто обладает подобными данными, — это налоговая служба, поэтому она и выступает разработчиком и оператором системы.
С одной стороны, не может не радовать то, что государство, наконец, решило прицельно и точечно оценить налоговые расходы, а также эффективность разного рода мер поддержки. С другой стороны, не грозит ли это сокращением разного рода мер поддержки, которым и сейчас-то не так много.
Судите сами, меры поддержки от государства, безусловно, есть, но о них мало где сообщается, большинство даже не знает о том, что они могут претендовать на льготные кредиты, пониженные ставки по аренде, бесплатное обучение и т.д.
Из тех, кто знает, воспользоваться ими в большинстве случаев не представляется возможным из-за очень сложных, иногда невыполнимых условий. Даже введёнными из-за распространения коронавируса экстренными мерами воспользовались менее половины из тех, на которых они были рассчитаны.
А это означает то, что такие меры будут упразднены, но появятся ли новые? И не повлечёт ли это усиление борьбы с неуплатой налогов и легализацией доходов, нажитых преступным путём в случаях, если сочту, что предприниматель неправомерно воспользовался льготой? Не повлечёт ли это злоупотреблений со стороны представителей органов власти? Вопросы, на которые мы узнаем ответы в ближайшее время.
И ещё, хотелось бы, конечно, чтобы новая система мониторинга не служила только лишь усилению контроля. Было бы хорошо, чтобы государство не только получала всё больше и больше информации о нас и бизнесе, но и отдавало информацию о себе (правдивую и подробную) — о расходовании средств, работе органов власти, тех же мерах поддержки и т.д.