О чём речь
В пояснительной записке к законопроекту с новым законом «О занятости населения в Российской Федерации» говорится, что действующий закон был принят принят в 1991 году и уже давно устарел.
С тех пор рынок труда претерпел серьёзные изменения, изменившиеся реалии рынка труда должны быть отражены в законодательстве. Изменение претерпели следующие направления.
Законопроект был внесён в Госдуму депутатами от «Единой России» во главе с Вячеславом Володиным, поэтому, вероятнее всего, он будет принят в ближайшее время.
Новые формы и категории занятости
В законе должны быть закреплены новые формы занятости — самозанятость и платформенная занятость, в частности, курьеры, таксисты и т.д. Для последних, также как и для самозанятых, требуется отдельный закон.
Также пропишут в законе находящихся под риском увольнения, бывших участников специальной военной операции и др.
Устранение противоречий
Должны быть устранены противоречия, которые выявлены в результате правоприменительной практики.
Например, согласно действующему законодательству, максимальное пособие по безработице назначается тем, кто до этого работал и получал зарплату. Формально ИП и самозанятые, которые становятся на учёт в Центры занятости, зарплату не получали, поэтому им всегда назначают минимальное пособие. Но это несправедливо, ведь по сути они не бездельничали, а зарабатывали себе на жизнь.
Это и подобные противоречия должен устранить новый закон.
Поддержка занятости
Закрепят и расширят меры поддержки различных категорий занятых, в т.ч. и новых категорий. Например, будет оказываться поддержка занятости молодёжи, в частности, будут продолжать поддерживать работодателей, которые трудоустраивают молодёжь.
Будут приняты меры противодействия нелегальной занятости.
Также в законе будет целая глава, посвящённая взаимодействию органов службы занятости с организациями системы образования — необходимо более предметно мониторить потребности рынка труда в определённых профессиях, в обучении за счёт бюджета и др.
Безработные
Отдельная категория, о которой тоже позаботились в новом законе. Например, предусматривается возможность регистрации гражданина в качестве безработного не только по месту жительства, но и по месту пребывания. А использование платформы «Работа России» позволит исключить возможность регистрации в двух субъектах РФ сразу.
Если гражданин переехал и не трудоустроился, то его смогут восстановить на учёте по прежнему месту обращения.
Кроме того, если безработный встал на учёт, то ему всё равно разрешат подработки без лишения пособия и другой поддержки.
Перечень государственных услуг в сфере занятости будет расширен и доступен для более широкого круга лиц. Например, тех, которые ранее были доступны только безработным.
Само оказание услуг, в т.ч. помощь в поиске работы, будет осуществляться в соответствии с индивидуальным планом, сформированным на основании оценки гражданина. План будет содержать информацию о подходящей работе, о профильной группе, о необходимых мероприятиях и сроках их реализации, о датах явки в Службу занятости и др. При составления плана будут учитывать пожелания безработного, его социальное положение и жизненную ситуацию.
Пособие по безработице
Сбираются ввести новый принцип определения размера пособия по безработице — в зависимости от минимального размера оплаты труда. Потому что пособие по безработице является временным источником средств к существованию, а Конституцией и Трудовым кодексом установлено, что вознаграждение за труд не может быть ниже МРОТ.
Выше мы уже писали про несправедливое назначение минимального пособия ИП и самозанятым, это тоже будет устранено. Социальные гарантии, указывается в пояснительной записке, должны быть основаны на универсальных принципах справедливости и юридического равенства.
Также бывшим ИП и самозанятым, не имеющим долгов по налогам, могут рассчитывать пособие по безработице исходя из среднего размера налоговых отчислений.
В общем случае максимальный размер пособия составит 100% МРОТ, минимальный 30% МРОТ.
Занятость инвалидов
Это направление тоже затронуло значительные изменения — предлагается дифференцированный подход к квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
В субъекте РФ будут устанавливаться целевые показатели для отраслей экономики, муниципальных образований, работодателей с различной среднесписочной численностью и др. Вводится зависимость выполнения квоты от характера заболевания инвалида, а также возможность заключения договоров с общественными объединениями инвалидов.
Установят случаи, когда работодателя освободят от выполнения квоты, но и предусмотрят меры поддержки для тех ,кто инвалидов трудоустраивает.
Работа России
Уже сегодня работодатели обязываются работать с этой цифровой платформой, а в новом законе будет отдельная статья с обязанностями работодателей по информированию Центров занятости, в т.ч. через этот портал.
В частности, работодателям придётся сообщать о ликвидации компании или закрытии ИП, сокращении штата, переводе сотрудников на неполный день или дистанционку, об объявлении простоя и др. В большинстве случаев на это отводится 3 рабочих дня.