Законом № 125-ФЗ от 14.04.23 внесены изменения в Налоговый кодекс, обновлены ст. 21 «Права налогоплательщиков» и ст. 31 «Права налоговых органов».
Граждане смогут через портал «Госулуг»:
- получать уведомления и требования об оплате налогов;
- направлять запрошенные документы.
Чтобы получить такую возможность, нужно направить в ФНС уведомление о согласии на это, форма и порядок заполнения утверждены приказом ФНС от 12.05.23 № ЕД-7-21/309@. После начала электронного документооборота через «Госуслуги» днём подачи документов будет считаться дата их отправки налогоплательщиком, днём получения следующий день послу отправки налоговиками.
В любой момент можно отказаться, для этого также нужно подать соответствующее уведомление. ИФНС перестанет высылать документы в Личный кабинет на портале «Госуслуг» по истечении 3 дней с даты получения соответствующего уведомления.
Все документы подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью.
Что ещё полезного появилось на «Госуслугах»
Лицензии и разрешения
До 31 декабря продлили эксперимент для бизнеса по получению лицензий и разрешений через портал «Госуслуг», который стартовал в августе 2021 года.
К эксперименту подключаются новые участники — Минспорта, Минэнерго, Минюст, ФАС и «Росатом». Всего подключено 43 федеральных органа власти и 2 госкорпорации.
Сейчас бизнес может получить 313 лицензий, а к концу года их будет более 400. Сроки выдачи лицензий сокращены с 45 до 15 дней, разрешений с 42 до 34 дней. Количество документов для получения лицензий уменьшилось с 10 до 5, разрешений с 8 до 6.
Эксперимент должен был завершиться 1 сентября, но его решили продлить, а с 2024 года внести изменения в законодательство и закрепить на постоянной основе.
Авторизация
- Внедряется авторизация через портал «Госуслуг» на сайтах снабжающих организаций — чтобы пользователи не вводили отдельно логины и пароли для оплаты ЖКУ.
- С «Госуслугами» интегрируют сайты объявлений — также вводится авторизация через портал, а при согласии пользователя на портале будет информация об объявлениях, сделках и вакансиях. Это нужно для предзаполнения разного рода заявлений, например, для регистрации недвижимости.
- Для оплаты государственных услуг устанавливаются единые правила. На портале «Госуслуг» начинают публиковать полную информацию об оплате пошлин, т.ч. разные способы оплаты и размер комиссии банка, чтобы пользователи смогли выбрать подходящий. Постановление Правительства вступи в силу в октябре, но раскрывать информацию начинают уже уже сейчас.
Недвижимость
Отдельный блок нововведений касается недвижимости.
Во-первых, до конца 2023 года все услуги Росреестра будут доступны на «Госуслугах». Уже сейчас в сутки выдаётся около 40 тыс. документов, из которых 10 тыс. по стандартной процедуре, а 30 тыс. онлайн за несколько секунд. Однако пока около 20% объектов не имеют электронной идентификации, поэтому по ним онлайн выписку получить нельзя. Обещают решить проблему к концу года.
Во-вторых, заработал сервис для обманутых дольщиков, через который можно подавать заявления на выплаты. Сейчас оформить выплату можно, направив заявление в Фонд развития территорий по почте или через Личный кабинет на сайте фонда. Срок рассмотрения заявлений, поступивших через портал «Госуслуг» до 10 дней.