Он уточнил, что это мероприятия, связанные с антикризисными мерами, с приспособлением экономики к сложившейся из-за распространения коронавируса ситуации.
Хотим напомнить, что составить план действий в беспрецедентно кризисных условиях поручил президент Владимир Путин в начале мая прошлого года, в конце июня он уже был готов.
План включил в себя все три пакета мер поддержки, разработанных и принятых властями за весну и начало лета.
Были и новые наработки — точечная поддержка бюджетов регионов и отраслей, меры защиты и поощрении капиталовложений и др. И новые принципы расчёта МРОТ и прожиточного минимума были также разработаны в рамках этого нового плана.
Напомним, ранее МРОТ равнялся прожиточному минимуму за II квартал предыдущего года. Однако, согласно изменениям, он теперь зависит не от прожиточного минимума, а от размера медианной зарплаты. Это показатель, который условно делит всех работников на 2 части — у половины заработок выше, у половины ниже.
Минимальный размер оплаты труда должен равняться 42% медианной зарплаты (при этом не ниже прожиточного минимума и предыдущего МРОТ, пересмотр раз в 5 лет).
Сегодня в России медианная зарплата составляет 30 458 рубля, следовательно, в 2021 году МРОТ составляет 12 792 рубля. В 2020 году МРОТ равнялся 12 130 рублей.
Прожиточный минимум теперь определяется как 44,2% среднедушевого дохода.
В общем и целом, план включает меры сохранения здоровья, создания возможностей для реализации, социальной поддержки населения, борьбы с безработицей и бедностью, восстановление доходов, и, конечно меры поддержки малого и среднего бизнеса и экономики. Тут же создание комфортной и безопасной среды, цифровизация и на закуску прорывное развитие страны.
Алексей Кудрин при разработке плана рассказал, что выделено около 430 млрд. рублей на новые меры поддержки. Весь бюджет плана — более 5 трлн. рублей, включая меры трёх пакетов.
План восстановления экономики включает в себя 3 этапа и рассчитан на 2 года:
- на 2020 год заложено 2,8 трлн. рублей, из них 133 млрд. на мероприятия, которые не входили в пакеты мер поддержки;
- на 2021 год заложено 2,4 трлн рублей, из них новые меры — около 300 млрд. рублей.
Алексей Кудрин сообщил, что три пакета мер поддержки стоят примерно 3,3 трлн. рублей или 3,3% ВВП, включая кредитные и гарантийные меры поддержки. В целом, это 6% ВВП, из них 4% только чтобы сохранить текущие расходы бюджетной системы.
В связи с появлением Общенационального плана были пересмотрены национальные проекты — их несколько модернизировали и продлили на 10 лет: вместо 2024 года они должны завершиться к 2030-му.
Кстати, по нацпроектам идёт катастрофическое неисполнение бюджета — с самого начала их работы. Ещё весной 2019-го в Госдуме обеспокоились тем, что огромные средства федерального и региональных бюджетов «лежат мёртвым грузом на счетах казначейства» вместо того, чтобы выполнять задачи, поставленные Президентом, обещали принять меры, однако «воз и ныне там».
Напомним, что помимо проектов есть ещё и программы. В I полугодии прошлого года из резервного фонда Правительства на финансирование государственных, федеральных и ведомственных целевых программ был выделен рекордный объём средств — 1,35 трлн. рублей.
С 2018 года из фонда всего направлено 1,71 трлн рублей.
Такой рост стал следствием роста рекордного роста объёмов самого фонда — до 2,14 трлн. рублей. Это произошло за счёт изменений в законодательстве и появления дополнительных источников.
Правда, та же Счётная палата посчитала, что увеличение финансирования не способствует достижению запланированных показателей. Она же выявляла проблемы с исполнением бюджетов на нацпроекты, несмотря на выделение средств.
Причин множество:
- Главная, как Считают в ведомстве, не в неэффективной работе чиновников, а в нарушении взаимосвязи затраченных ресурсов и полученных результатов. Например, средства направляют на цели, которые не соответствуют целям программ, и при направлении средств не проводится актуализация показателей.
- Кроме того, решения выделить дополнительные средства не всегда обоснованы — не всегда указывается, как они повлияют на достижение целей. Например, в 2018 году 90%, а в 2019-ом 83% решений о выделении средств не содержали эти сведения. В 2020 году стало обязательным указывать эти данные, однако в первые 6 месяцев в 62% пояснительных записок они отсутствовали.
- Наконец, налицо процессуальные нарушения — проекты решений о выделении средств из резервного фонда вносятся по поручению не председателя Правительства, а его замов, что недопустимо.