А мы напоминаем, что подтверждать статус социального предприятия нужно каждый год.
Исключение сделано только для тех ООО и ИП, которые были зарегистрированы и получили статус социального предприятия в этом году.
Кто может получить статус социального предприятия
Понятия социальное предприятие и социальное предпринимательство были прописаны в 2019 году в № 209-ФЗ от 24.07.07 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Порядок признания субъекта МСП социальным предприятием и порядка формирования перечня таких субъектов утвердило Минэкономразвития приказом № 773 от 29.11.19.
В законе закреплены 4 категории социальных предприятий:
- 50% сотрудников являются социально уязвимыми гражданами.
- 50% доходов приходится на реализацию товаров или услуг, которые произвели социально уязвимые граждане.
- 50% доходов – реализация товаров или услуг, потребителями которых являются социально уязвимые граждане.
- Сфера деятельности психология, логопедия, культура, творчество, дополнительное образование, образовательная литература, детский отдых, оздоровление и т.п.
Под социально уязвимыми гражданами понимают лиц с ограниченными возможностями здоровья или без определённого места жительства, одиноких и многодетных родителей, пенсионеров, малоимущих, выпускников детских домов, беженцев и др.
Также социальным предпринимателем может быть признан ИП, который является инвалидом, состоит в реестре МСП и ведёт деятельность без привлечения работников.
Регионы также вправе устанавливать свои критерии, которые дают право получить статус социального предприятия.
Реестр МСП
Чтобы получить статус социального предприятия, нужно не только работать с определёнными категориями граждан или на достижение общественно полезных целей и решение социальных проблем, но и состоять в реестре МСП, т.е. соответствовать ограничениям по численности персонала, доходам и т.д.
Если предприятию одобрят статус социального, об этом в реестре МСП появится специальная отметка. Компании подтверждают свой статус, отправляя данные в уполномоченные органы власти субъектов РФ, те передают их в ФНС, а служба вносит их в реестр.
Как получить статус
Нужно определиться, к какой именно категории относится ваше ООО или ИП, и собрать пакет подтверждающих документов. В зависимости от выбранной категории документы будут отличаться.
Информация предоставляется за предыдущий год, поэтому тем, кто получил статус социального предприятия в 2023 году, подтверждать статус нужно будет только в 2024 году.
Например, по 1 категории нужно предоставить копии штатного расписания, трудовых договоров и документов, подтверждающих статус сотрудников. А также сведения о численности и зарплате сотрудников, относящихся к определенным категориям, и согласия на обработку персональных данных.
По 4 категории предоставляются сведения об осуществлении общественно полезной деятельности и справка о доле доходов по реализуемым товарам по рекомендуемым формам.
Нужно учитывать, что регионы могут устанавливать свои виды деятельности, которые дают право получить статус социального предприятия, поэтому могут потребоваться и другие подтверждающие документы. В разных регионах комплект документов может отличаться.
Решение о присвоении статуса принимается в течение 30 рабочих дней. Помочь разобраться во всех вопросах предлагают в ЦИСС СПб.
Ещё раз напомним, что подтверждать статус социального предпринимателя нужно ежегодно.
Зачем нужен статус социального предприятия
Самое популярное — это гранты в размере от 100 до 500 тыс. рублей на реализацию социальных проектов. Отдельные условия его получения могут устанавливать регионы, основные прописаны в п. 5 приказа Минэкономразвития, в т.ч. софинансирование компанией от 25 до 50% расходов на реализацию проекта.
Чтобы получить грант, нужно иметь статус социального предприятия, пройти обучение и не иметь долга по налогам. Гранты выдают на основе конкурса, чтобы участвовать в котором, нужно подать заявку. Выдают его единовременно, а за потраченные деньги придётся отчитаться и потом ещё 3 года продолжать социальную деятельность.
Также социальным предприятиям оказывают информационную поддержку, проводят профессиональное обучение, предоставляют услуги по разработке маркетинговой стратегии, дают субсидии и льготные кредиты, им доступно льготное пользование государственным или муниципальным имуществом, льготное участие в выставках и ярмарках, и т.д.