С 1 июля в России запускается Национальная система прослеживаемости товаров, разработанная в рамках международного Соглашения стран ЕАЭС.
Как сообщают в ФНС, Система прослеживаемости направлена на создание условий, исключающих уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, а также на контроль за операциями, связанными с оборотом товаров в государствах ЕАЭС. Важно обеспечить единый механизм налогового и таможенного администрирования.
Сначала прослеживаемости будут подлежать товары из списка, утверждённого Правительством РФ (приложение к постановлению № 807). Затем подтянут все остальные группы товаров.
Вообще, эксперимент по прослеживаемости длится уже не первый год (постановление Правительства № 807 от 25.06.19), сроки обязательного вступления в силу постоянно переносятся (мы сбились со счёта, сколько раз). С полной уверенностью программу должны были внедрить ещё к концу 2019 года.
Естественно, предприниматели недовольны, одна из причин — система опять дублирует уже имеющиеся, и это необоснованная дополнительная нагрузка как материальная, так и административная.
Например, Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (входят Apple, Intel, Canon, Panasonic, Ariston и др.) дала свой отзыв на ещё не вступивший в силу в проект постановления, которым отбирались товары для прослеживания.
В отзыве говорится, что там описаны 2 критерия отбора товарных категорий:
- на товары установлены меры нетарифного либо технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры,
- их наименования отсутствуют в перечнях других систем контроля оборота товаров.
Однако в Ассоциации подчеркнули, что целью прослеживаемости ставится борьба с незаконным ввозом, следовательно, критерием отбора товаров для прослеживаемости должна быть степень нелегальности их импорта. Но такой критерий в проекте акта отсутствует, а двум, которые есть, соответствует большинство ввозимых товаров.
Следовательно, делают вывод в Ассоциации, система прослеживаемости «создается с единственной целью — обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом товаров, что не соответствует букве и духу Соглашения».
Ассоциация компаний розничной торговли также направила свой отзыв, где указывает, что нормативная и техническая база не готовы, поэтому неплохо бы вновь перенести сроки начала действия системы (и не трепать нервы предпринимателям, это уж мы добавляем от себя).
И также указывают, что критерии отбора должны быть точными, исчерпывающими и соответствовать целям внедрения системы прослеживаемости (в т.ч. одним из критериев должно стать длительное проведение эксперимента по каждому товару, чтобы бизнес адаптировался).
Как бы то ни было, пока ничего о переносе сроков не говорится. И мы хотим вам напомнить вот о чём.
Как мы уже сказали выше, маркировка и прослеживаемость отличаются тем, что первая работает исключительно внутри страны, а вторая предназначена для импорта.
Кроме того, в первом случае маркируется каждая единица товара, а во втором — вся партия (или серия) сразу.
Маркировкой занимается частично коммерческая структура под названием Центр разработки перспективных технологий, а прослеживаемостью будет заниматься ФНС.
Наконец, при прослеживаемости кодов, как при маркировке, не наносится, прослеживание происходит только по документам, которые уже существуют и некоторым новым.
Т.е. если маркировка — дело рук самого предпринимателя (покупка оборудования, распечатка кодов, физическое их нанесение), то «бороться» с прослеживаемостью придётся бухгалтерам. Изменения складской политики не потребуется, но нужно будет отражение посредством бухгалтерского учёта.
Т.е. при покупке или реализации товаров из списка прослеживаемых бухгалтерам придётся представлять в налоговую новую отчётность. Также новые обязанности появятся у импортёров и у тех, кто в принципе участвует в обороте импортных товаров внутри страны.
Налоговая хочет знать регистрационные номера партий товаров, которые состоят из номера декларации на товары и номера товарной позиции из этой же декларации. Эти номера, а также количество товаров надо будет указывать в счетах-фактурах, книгах покупок и продаж, декларации по НДС, а также в специальной отчётности.
Есть рекомендуемые формы отчётности, которые надо сдавать (письмо ФНС № ЕА-4-15/5042@ от 14.04.21):
- уведомления о перемещении товаров с территории РФ на территорию другого государства — члена ЕАЭС (КНД 1169009);
- уведомления о ввозе товаров с территории другого государства — члена ЕАЭС на территорию РФ (КНД 1169008);
- уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (КНД 1169011);
- отчёт об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (КНД 1169010).
Это всё нужно сдавать в электронном виде через операторов ЭДО в налоговую по месту учета.
Обратите внимание, что изменены правила заполнения счетов-фактур, журнала учета счетов-фактур, книг покупок и продаж.
Использование Системы является обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в обороте прослеживаемых товаров (см. перечень).
Обязанность не зависит от организационно-правовой формы (ИП или ООО), от системы налогообложения или других условий.
В общем, есть ещё 2 недели, чтобы (если вы ещё не):
- получить электронную подпись;
- перейти на электронный документооборот и настроить учётные программы;
- провести инвентаризацию остатков по состоянию на 1 июля 2021 года;
- подать в ФНС уведомление об остатках;
- получить из ФНС регистрационный номер партии товаров (РНПТ) по остаткам.
Внедрение Системы прослеживаемости обеспечит:
- полноту сведений о товарах и операциях, связанных с их оборотом;
- учёт товаров;
- целостность сведений;
- взаимосвязь сопроводительного документа с документом, на основании которого сведения о товарах включены в систему прослеживаемости;
- взаимосвязь последующего сопроводительного документа с предыдущим сопроводительным документом;
- сквозную документальную идентификацию товаров в соответствии с законодательством государств-членов.