Мнение высказывают чиновники Роспотребнадзора в официальном письме ведомства № 09-22204-2022-40 от 28.12.22. В нём нам напоминают, что Роспотребнадзор осуществляет госконтроль (надзор) в области защиты прав потребителей, но субъектами являются только юридические лица и ИП.
Физические лица, в т.ч. самозанятые, к субъектам контроля Роспотребнадзора не относятся, поэтому жаловаться на них в это ведомство бесполезно. Если самозанятые нарушают права своих клиентов, то последние могут обратиться в суд.
Суд при рассмотрении дела по спору между физлицами, в т.ч. самозанятыми и их клиентами, имеет право применить законодательство о защите прав потребителей.
К самозанятому обычно применяют п. 4 ст. 23 ГК РФ, которая гласит что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юрлица, не вправе ссылаться на то, что не является предпринимателем.
Т.е. суд имеет право применять в данных случаях правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Вопрос, на самом деле, серьёзный, она появился не вдруг, а обсуждается уже довольно давно. Вот примерно 2 года назад мы писали об этом же самом. Тогда в Госдуму был внесён законопроект с поправками на эту тему.
Вся проблема заключается всего лишь в формулировках. Закон о защите прав потребителей распространяется на тех ,кто осуществляет предпринимательскую деятельность, а самозанятые осуществляют профессиональную. Именно из-за неточности формулировок и возникают все проблемы.
Получается, что новый вид предпринимателей в виде самозанятых появился, а новых обязанностей, в частности, по соблюдению прав потребителей, у них не возникло.
Формально требования закона о ЗПП на самозанятых не распространяются, что пытались изменить законопроектом, но, как говорится, воз и ныне там. Зато накопилась обширная судебная практика.
В частности, в вышеуказанном письмо Роспотребнадзора указывается, что, несмотря ни на что, потребители имеют право требовать предоставления необходимой и достоверной информации о товарах или услугах, их изготовителе или продавце, режиме работы и др.
Данную информацию обычно узнают из «Уголка потребителя», который обязаны оформить юрлица, ИП и самозанятые (хоть они в законе и не указаны).
Самозанятые обычно на это иронизируют не предмет того, где распологать уголок потребителя. Особенно, если не встречаешься с клиентами. Например, самозанятый шьёт обувь, продаёт её через сайт и доставляет курьером или «Почтой России»: куда в таком случае вешать «Уголок», не над домашним рабочим столом, в самом деле.
Но Роспотребнадзор ссылается на постановление пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», и утверждает, что «Уголок потребителя» должен быть — доведение до сведения покупателей обязательной информации о продавце обеспечивает основной принцип добросовестности осуществления деятельности.
В ФНС ранее подтверждали это мнение, хотя служба не имеет права давать разъяснения по закону о ЗПП, но мнение по этому вопросу у ведомств совпали.
Но проблема в действительности не односторонняя — ведь самозанятые могут выступать не только как продавцы, но и как покупатели, в т.ч. делать закупки в связи со своей профессиональной деятельностью.
И в этом случае они тоже не попадают под действие закона о ЗПП, и не могут рассчитывать на защиту своих прав.
Остаётся только ожидать, когда всё же законодательство будет приведено в соответствие.