Напомним, что Система быстрых платежей была разработана и запущена Банком России в начале 2019 года. Сначала это были просто переводы между физлицами, затем постепенно стал подключать коммерческие организации. Недавно запустили оплату товаров и услуг по QR-кодам, и последнее нововведение — СБПэй,
За полгода 2022 года клиенты банков совершили больше платежей в СБП, чем за весь 2021 год. За это время совершено более 1 млрд. операций на общую сумму 5,4 трлн. рублей, подсчитали в ЦБ.
А с начала 2019 года через СБП 63 млн. граждан совершили 2,1 млрд. операций.
Во II квартале текущего года пользователи провели через СБП операций на 3 трлн. рублей — в среднем один пользователь совершил их 13 штук. Это в 3 раза больше, чем за такой же период прошлого года.
За это же время количество торговых предприятий, принимающих оплату через СБП, увеличилось в 1,5 раза, а сумма покупок выросла в 2 раза. Вероятно, одной из причин стало появление сервиса СБПэй, который имеет шансы стать альтернативой привычным, но недоступным способам оплаты телефоном.
Правда, как выяснили в «Коммерсанте», банки не торопятся подключать этот сервис. Изначально последний срок подключения стоял 1 апреля, затем Центробанк продлил его до 1 июля, но и спустя 2,5 месяца «воз и ныне там».
На данный момент приложение работает более чем у 150 банков, но не у крупнейших — у Альфа-банка, «Открытия», Тинькофф-банка, Газпромбанка и Сбера, Банки даже предпочитают заплатить Банку России штраф, чем тратиться на внедрение приложения, которое им не выгодно.
Дело в том, что комиссия при оплате товаров и услуг через Систему быстрых платежей ниже, чем при традиционном эквайринге. ЦБ установил комиссию не более 0,7% от стоимости, при эквайринге банки берут до 3%.
Представители банков отговариваются тем, что не готовы внедрять сервис в не протестированном виде, а затем решать вопросы с клиентами. Кроме того, СБПэй не везде поддерживает оплату через NFC, а это важно для крупных торговых точек, чтобы не увеличиваться время обслуживания на кассе.
Покупатели, кстати, тоже пока не всегда соглашаются на оплату товаров и услуг через Систему быстрых платежей, т.к. за такие покупки не начисляется кешбэк. Его банки берут из вышеуказанных комиссий, а когда они минимальны, то и возвращать за покупки нечего.
Вероятно, рано или поздно, но все банки подключатся. Как это было со Сбербанком, который несмотря даже на давление Банка России подключал СБП более года, предпочитая заплатить штраф. Но в итоге вынужден бы внедрить в свои приложения прямого конкурента.
В итоге со временем все стороны смирятся и, может быть, даже найдут для себя полезные бонусы — банки могут сократить расходы на выпуск и обслуживание карт, бизнес сэкономит на комиссиях (кстати, государство продолжает их компенсировать до конца года), клиенты оценят удобство приложения, в котором можно объединить все свои счета.