По данным ФНС и расчётам аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, за три квартала прошлого года бизнесу дополнительно доначислили налогов, пени и штрафов на почти 598 млрд. рублей.
Это в 2,2 раза больше аналогичного периода 2021 года, когда доначислили 267 млрд.
Сумма доначислений за 2022 год оказалась рекордная с 2011 года. Предыдущий рекорд поставлен ФНС в 2016 году, когда доначислили 347 млрд. рублей. При этом окончательные цифры за прошлый год ещё не подсчитаны.
Выросло количество выездных налоговых проверок — до 8 тыс. или в 1,5 раза (при том, что в ФНС всегда подчёркивают, что количество проверок снижается).
В 2020 году было проведено не более 6 тыс. проверок, что на 1/3 меньше 2019 года. Но в том году, не забывайте был мораторий, даже частично на налоговые проверки.
Средняя сумма доначислений за одну проверку тоже традиционно растёт — в прошлом году до 67 млн. или в 1,6 раза. В 2021 году эта сумма составляла 41 млн. рублей.
Относительно камеральных налоговых проверок — их число снизилось почти на 8%. В общую сумму доначислений этот вид проверок внёс 11%.
Доля доначислений в общих налоговых сборах выросла до 2,5%, в 2021 году это было 1,3%.
Выездные проверки занимают 0,02% среди всех мероприятий налогового контроля, и направлены они в основном на крупный бизнес, поэтому и получается доначислить такие большие суммы. Кроме того, при выездных налоговых проверках нарушения выявляются в 95% случаев, при камеральных — в 4%.
Самым крупным налогоплательщикам по итогам проверок было доначислено 68 млрд. рублей, что на 18 млрд. или на 36% или превышает показатель 2021 года.
Больше всего заплатят предприятия добывающей отрасли, металлургии и химкомбинаты, на втором месте транснациональные компании, и на третьем торговля, производители продуктов питания и фермеры.
- Количество выездных налоговых проверок крупного бизнеса выросло с 69 до 98 или на 42%.
- Средняя сумма доначислений за 1 проверку увеличилась с 565 до 602 млн. или на 7%.
В первую очередь в добывании информации о нарушениях помогает цифровизация — в прошлом году Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации госуправления в рейтинге Всемирного банка GovTech Maturity Index 2022. А самым автоматизированным органом власти, конечно, на сегодняшний день является ФНС.
ФНС на данный момент является крупнейшим поставщиком информации для государства, являясь оператором огромного количества реестров и собирая информацию из множества баз. И, конечно, постоянно совершенствуя свои сервисы.
В частности с 2023 года ФНС начинает подключать компании к системе АИС «Налог-3», которую испытывали 2 года на 114 компаниях. В этом году подключат в первую очередь 447 компаний, которые заявятся на налоговый мониторинг.
Кстати, в декабре 2022 года была произведена оценка эффективности налогового мониторинга за 2021 год. В нём участвовали 209 организаций, которые оценивались по 21 критерию: динамика налоговой нагрузки, полнота уплаты налогов и сборов, количество уточнённых налоговых деклараций и др. В итоге сформирован рейтинг налогоплательщиков, а больше 50% компаний набрали средний балл.
При налоговом мониторинге обмен между компаниями и ФНС идёт напрямую, а не через операторов ТКС, что, как считают в службе, быстрее, качественнее и безопаснее.
Цифровизация и автоматическое выявление нарушений позволило увеличить количество мировых соглашений между компаниями и налоговой службой. С начала 2022 года их было заключено 450 на сумму 14 млрд. рублей, что в 2 раза больше, чем в 2021 году. Мировое соглашение подразумевает выплату задолженностей по графику.
С использованием системы «Капиталовложения» заключено первое региональное соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Предполагается создание производственного комплекса по выпуску фасонного проката в Ханты-Мансийском АО, размер инвестиций 2 млрд. рублей. Система гарантирует, что условия проекта не будут изменены.
Глава ФНС уже не раз говорил, что ФНС нацелена на то, чтобы превратиться из госслужбы в цифровой сервис, и поэтому собирается и дальше развивать интерактивное взаимодействие, бесконтактность обслуживания и клиентоцентричную модели управления.