Итак, в чём заключается новая идея Минтруда — Центры занятости должны начинать подбирать сотрудников для коммерческих работодателей по новому стандарту, автоматически и используя искусственный интеллект.
Пока есть только проект приказа, но, скорее всего, это или что-то подобное будет в скором времени воплощено в жизнь в процессе активной цифровизации отношений граждан фирм и государства.
В чём суть — если работодателю нужна помощь в подборе кадров, то в скором времени он сможет обратиться в Центр занятости с заявлением, приложив данные о вакансии (вообще такие сведения нужно сдавать каждый месяц вне зависимости ни от чего), и ещё данные из ЕГРЮЛ.
Также инициатива может исходить из Центра занятости и тогда работодатель может ответить на поступившее предложение своим согласием. Но заявление всё равно нужно.
Заявление оформляют в электронной форме через «Работу в России» или портал «Госуслуг». Либо можно обратиться непосредственно в Центр занятости или в МФЦ, где помогут оформить заявление.
Вакансии будут размещены на платформе «Работа в России» и некоторых сторонних ресурсах, список которых утвердят органы власти.
Одновременно включается в работу «технология интеллектуального поиска» по тем анкетам, которые уже имеются в наличии на сайтах подбора персонала.
На одну вакансию подберут не более 10 человек, с которым согласуют время собеседования.
После собеседования работодатель должен будет в течение 5 рабочих дней отчитаться перед Центром занятости о результатах — с кем прошло собеседование, кто был принят, кому отказали и почему.
Вот такой новый стандарт процесса осуществления полномочия в сфере занятости населения предлагается утвердить вышеуказанными проектом приказа Минтруда. Это, по замыслу инициаторов проекта, обеспечит единство технологии работы Центров занятости и введёт единые параметры качества их работы.
Регламентировать работу, конечно, никогда не помешает, однако можно вспомнить историю с началом пандемии. в апреле 2020 года официально зарегистрированных безработных по всей России было около 700 тыс. человек. После того как в качестве меры поддержки минимальное пособие по безработице было увеличено до размера МРОТ, безработных зарегистрировалось в разы больше.
Максимум был зафиксирован в августе-сентябре 2020 года 4,7 млн. официально зарегистрированных безработных. Когда меру поддержки отменили, число официальной безработицы упало на допандемийный уровень.
Выводы мы никакие делать не будем, вы сами можете их сделать. А приведём лучше две истории, которые написали нам в комментариях на нашем канале Яндекс.Дзен.
- Первая история от имени работодателя — подали в Центр занятости вакансию (не потому что реально надеемся через них сотрудника найти, а потому что теперь положено сообщать). Приходит от них кандидат и говорит: я никогда не работал по этой специальности и в этой сфере вообще, и не собираюсь переучиваться, но меня к вам отправили. Поставьте отметку, что я вам не подхожу и я пойду.
- Вторая история от потенциального работника — я вот не понимаю, сейчас везде говорят про дефицит работников, но я прямо сейчас стою на бирже труда, вакансии есть, но везде отказы. Приходишь на собеседование, и везде говорят что то вроде «извините, но вакансия уже не актуальна».
Даже в этих двух историях возникает масса вопросов, в частности, почему отправляют неготовых к работе кандидатов, и почему база наполнена неактуальными вакансиями. При этом работодателю в будущем придётся тратить время на пояснения, почему они не взяли такого кандидата, а реально ищущим работу страдать от недоверия работодателей. И колебания числа официально обращающихся в Центра занятости говорит о доверии к работе службе.
Сегодня многие работодатели, что большинство работников обращаются в ЦЗН не для поиска работы, а для пособия. И работники тоже придерживаются такой точки зрения. Надеемся, в скором времени всё же что-то изменится.