Что вполне ожидаемо, ощутимее всего доходы упали у туроператоров и экскурсоводов — на 62% в сравнении с августом 2019 года. Туроператоры не могли весь сезон продавать туры за границу — что являлось основным источником доходов. А экскурсоводам некому проводить экскурсии, т.к. внешних туристов сейчас тоже нет.
Рост доходов произошёл в сферах общепита и гостиниц — на 26 и 8% соответственно. Возможно, одной из причин является то, что и самих предприятий в этих сфера стало больше, мы об этом писали накануне. Причина увеличения числа предприятий, правда, вовсе не в том, что открывался новый бизнес, а в том, что предприниматели меняли коды ОКВЭД для получения государственной поддержки.
Исследователи указывают, что обычно пик выручки в туризме приходится на конец года, но при возникновении второй волны ограничений в работе откат будет ещё больший, чем в первую волну.
В сфере общепита, как и везде, вначале произошло резкое падение доходов — в апреле на 38% по сравнению с февралём. Постепенно началось восстановление — уже в августе уровень доходов достиг июня прошлого года.
Значительный рост доходов также показало сельское хозяйство — на 23%. Сельхозпроизводители стали основными поставщиками продукции для российских курортов и сферы питания, когда они открылись.
Отдельное внимание в исследовании уделяется бизнесу на юге России. Как и все остальные предприятия, курорты также были закрыты, что привело к падению выручки — на 32% в марте и на 33% в апреле по сравнению со средним уровнем этих же месяцев в предыдущие годы.
Но затем, когда российские курорты открылись, а границы были по-прежнему закрыты, начался прирост выручки — в июне, июле и августе — на 7, 19 и почти 6% относительно среднего уровня в 2017-19 гг.
Кстати, недавно Счётная палата традиционно проверяла исполнение бюджета, в т.ч. и в сфере туризма. И традиционно выявила значительное неисполнение бюджета в 2019 году.
Ростуризм показал очень низкий процент кассового исполнения бюджета — всего 83% или чуть менее 6 млрд. рублей, при этом расходование средств шло неравномерно.
Не выполнен также показатель по закупкам у субъектов МСП. Доля заключённых Агентством контрактов с такими организациями оказалась меньше 14% в то время, как должна быть более 15% от годового объёма закупок.
Не достигнуты показатели государственных программ и подпрограмм. Например, по подпрограмме «Туризм» — из 17 контрольных событий по созданию обеспечивающей инфраструктуры туристических кластеров 9 не выполнены или только частично. Из 62 прочих мероприятий (ярмарки, выставки и т.п.), не были реализованы или реализованы частично 17 мероприятий или 27%.
А подведомственные Ростуризму учреждения «Национальная корпорация развития туризма» и «Национальный маркетинговый центр по туризму» вовсе не функционировали.
И это относительно благополучный 2019 год. Интересно, что же нас ждёт в текущем году.
Буквально вчера мы писали, о том, как активно ФНС пополняет бюджет, несмотря на кризис в стране. А деньги не работают и не расходуются.