Если вы помните, с 1 сентября 2022 года вступили в силу требования о маркировке интернет-рекламы, но на них никто особенно не обращал внимания, пока с 1 сентября 2023 года значительно не повысили штрафы за отсутствие такой маркировки.
Причём за всё это время не было никаких официальных разъяснений понятий, помимо самого закона № 38-ФЗ от 13.03.06 «О рекламе», которые тоже не блещет формулировками.
И вот появилось первое официальное Руководство по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы», утв. Приказом ФАС № 821/23 от 14.11.23.
Мы его вам здесь приводить не будем, вы сами можете с ним ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФАС. Расскажем только о самом животрепещущем.
Руководство содержит 7 разделов, которые посвящены понятиям рекламы, объекта рекламирования, спонсорской рекламы, социальной рекламы, а также:
- разграничению рекламы и информационных сообщений оператора связи;
- информации, органично интегрированная в произведения культуры, науки, искусства;
- разграничению рекламы и информационных материалов.
Честно сказать, вопросов стало ненамного меньше, но, во всяком случае, намечены ориентиры, которыми можно руководствоваться.
Например, можно попытаться понять, что подразумевают власти под вышеперечисленными терминами и некоторыми другими, например, понятием «неопределённого круга лиц».
Или поискать ответ на самый обсуждаемый в последнее время вопрос — является ли рекламой информация на личный страницах и в группах в соцсетях:
- в руководстве говорится, что если информация на страничке формирует интерес к товару и его продвижению на рынке за счёт чрезмерного описания товара, его достоинств, призывов к покупке и т.д., но это будет являться рекламой;
- а если не формирует интерес к товару и представляет личное мнение или отношение к нему, то это не реклама, а справочно-информационная информация.
Кстати, о том, на что № 38-ФЗ вообще не распространяется:
- справочно-информационные и аналитические материалы;
- информация, которую нужно в обязательном порядке доводить до потребителей;
- информация о товаре, изготовителе и т.д., размещённая на товаре или упаковке;
- элементы оформления товаре или упаковки.
В новом руководстве есть и про страницы компаний в социальных сетях, ищите в последнем разделе «Разграничение рекламы и информационных материалов».
Если вкратце, то не будет считаться рекламой следующего рода информация, размещённая в соцсетях и на сайтах (в т.ч. у агрегаторов):
- предназначенная для информирования о хозяйственной деятельности компании, ассортименте, условиях приобретения, правилах пользования, ценах, скидках, акциях, мероприятиях, сгруппированная по рубрикам, разделам, категориям;
- информация о спонсорах или партнёрах с изображением товарных знаков или логотипов в специальном разделе;
- отзывы покупателей о товарах, размещённых в специальных разделах;
- результаты поиска в поисковиках и на сайтах, если в поисковой выдаче нет всплывающих баннеров или контекстной рекламы.
Не будет рекламой использование сувенирной продукции, фирменной одежды, канцелярских товаров, утвари (бокалах, салфетках, технике и т.п.), и т.д. с товарными знаками и логотипами, если это используется работниками этой же организации, если связано с оформлением мест производства, продажи, на выставках. Не будет рекламой нанесение товарных знаков и логотипов на официальные бланки, документацию и др.
В общем, как вы видите, однозначной трактовки понятий не получилось, каждое определение влечёт за собой много условий и оговорок.
Наверное, самое главное, что можно вынести из этого руководства, это что:
- «наличие факта размещения информации за плату не входит в перечень признаков рекламы»;
- «вместе с тем отнесение информации к рекламе или иной информации осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения».
Тема, в итоге, продолжает оставаться сложной даже для рекламщиков и юристов со стажем, что связано с несовершенством рекламного законодательства и размытостью содержащихся в нём определений. Поэтому читайте, разбирайтесь и применяйте на практике.